Для меня охота началась с чтения книг
Увлекаться охотой я начал с раннего детства. Как это ни странно, к этому меня подтолкнула литература, все началось с книги Виталия Бьянки «Лесная газета». Я с упоением читал рассказы про лесных обитателей, рассказы и очерки про охоту и охотников и «заболел» охотой.
Отчасти роль в моем увлечении сыграла и генетика, так как один из моих прадедов, как мне рассказывал дед, был профессиональным кадровым охотником в верхнеленской тайге.
Отец не был заядлым охотником, но при этом дома никогда не препятствовал моему увлечению и даже старался вывозить меня на охоту со своими товарищами. Еще будучи мальчишкой, в классе шестом, я на обычных беговых лыжах с доставшимися мне «по наследству» капканами ходил в ближние от города угодья: добывал ондатру, а в деревне тренировался с постановкой капканов на амбарных крыс.
Впервые мир охоты для меня приоткрыл мой крестный, благодаря ему я четко осознал свой выбор такого увлечения, как охота. Как-то он взял меня на охоту с лайками на белку – и у меня остались очень яркие впечатления от работы собак, от таежного быта. Я узнал поведенческие особенности многих зверей и птиц, учился правильно читать следы на снегу.
После я не пропускал ни одного охотничьего сезона, старался отдаваться этому увлечению полностью: покупал литературу, записался в городскую библиотеку и ходил в читальный зал, штудировал журналы и книги. Интересовался разной охотой, но самой доступной была охота на птицу, в первую очередь водоплавающую.
Первой самостоятельной добычей из ружья стала утка, чироксвистунок, на открытии летнеосенней охоты. И если говорить о впечатлениях от охоты на ту же утку, то они до сих пор не притупились. Особенно когда ты едешь далеко, недели на две-три, заранее пишешь список, все планируешь, несколько раз перебираешь снарягу, чувство эйфории не покидает. В предвкушении ожидания момента, когда заведешь своего железного коня, и встречи с друзьями, дороги, часто даже мучает бессонница.
Все как в беззаботные времена, когда нам было по 10, 12, 16 лет, от предвкушения охоты у нас горели глаза, которые горят и сейчас, хотя мы стали гораздо старше. Это дорогого стоит.
ВСЕ ОХОТЫ ХОРОШИ
Всякая охота интересна, но как и у любого охотника, у меня тоже есть свои предпочтения. Если взять охоту на птицу, на первом месте стоит охота на гусей. Эта охота трудовая, интересная, каждый год на гусиной охоте открываешь для себя что-то новое. Также люблю охоту с подсадной уткой на селезня по весне.
В отдельную касту хочу отнести охоту на глухаря на току весной. Не так часто она получается, оттого долгожданная и очень эмоциональная для меня. И вальдшнепиная тяга также занимает особое место: весенние вечера, звуки и аромат просыпающейся после зимы природы. С этой охотой я познакомился только в центральной России, после переезда из Якутии.
Из зверовых охот на первое место поставлю охоту на самца лося на реву, на второе − охоту на волков (методом оклада с применением флажков и на вабу). Охота на вабу − это охота с имитацией голоса взрослой особи, периярка, реже голосом щенков для выманивания волков. Ваба представляет собой разные приспособления: кто-то имитирует с использованием стеклянной трубы (или из полимеров, еще используют трубу из бересты), но «высшим пилотажем» считается подвывка опытным вабильщиком, которая осуществляется голосом. Проводится она в различное время года, но самая эффективная − в конце лета − начале осени, когда выводок начинает перемещаться.
Методом оклада с использованием флажков чаще проводится зимой, когда четко видны следы. Егерь, охотовед или просто опытный охотник-волчатник, увидев в угодьях следы волков, объезжает территорию с целью установить, где остановились звери или проходные. Если выходного следа нет, примерно понимая, где они могут лечь, охотник-охотовед начинает сужать круг. Когда есть точное понимание, что зверь находится в предполагаемом месте, вызываются помощники, берутся флажки и начинается офлаживание части леса, где лежат волки. Она может быть различной протяженности, от трех до десяти километров.
Третье место занимают загонные охоты на кабана и лося с лайками. Вообще загонные охоты больше интересны долгожданной встречей друзей, единомышленников, с которыми не так часто получается увидеться.
Люблю с гончими охотиться на зайца и лису, на лису на приваде, интересна также охота на бобра. Капканами животных мне тоже нравится добывать, но чтобы этим заниматься более-менее продуктивно, нужно иметь много свободного времени, ведь надо постоянно проверять капканы.
Добыча в первую очередь − это деликатесы, и уже потом трофей. Из мясной продукции мы готовим язык, губу лося, бастурму, солонину. Также не обходится и без привычных мясных блюд из дичи, которые не менее вкусны. Моя семья давно отдает предпочтение дикому мясу, из магазинного дома редко бывает только курица.
При добыче пушных зверей шкурку стараюсь обработать и оставляю себе как трофей. Будь то енотовидная собака, лисица, бобр или волк. К сожалению, хранить более объемные трофеи (голову лося, например, или кабана) пока нет возможности, поэтому часть моих трофеев висит у товарища и дожидается того момента, когда смогу повесить их у себя.
КУРЬЕЗНЫЙ СЛУЧАЙ НА ОХОТЕ
В одну осень, когда шла охота на лося на реву, два дня не удавалось добыть зверя. Он был, мы его слышали, но не могли выманить, чтобы рассмотреть и произвести отстрел. И вот как-то под вечер, стоя на веранде, я услышал, как «забрехали» собаки. Обратил внимание, что смотрят они в сторону огорода за домом. Сойдя с крыльца и зайдя за веранду, обомлел! За теплицей, прямо в деревне, возле дома стоит трофейный лось! Жаль, не удалось заснять этот занятный случай, который запомнится навсегда. Это был знак, что удаче быть, и она была!
ВЕК ЖИВИ − ВЕК УЧИСЬ
Каждый охотник за всю свою жизнь чему-то учится. Когда наша семья переехала в центральную Россию, я попал в охотколлектив в Смоленской области, где моим наставником стал Дмитрий Николаевич Шуковский. Это человек слова и дела, который в настоящее время трудится егерем. Он многое мне показал, обучил охотничьим хитростям, передал свои навыки из своей многолетней практики охоты в условиях центральной России и продолжает передавать. Я, конечно, и в 20 лет уже считал себя страшно опытным охотником, но по факту это, мягко говоря, оказалось не так. До сих пор обучаюсь и слушаю, когда люди, профессионалы своего дела что-то говорят. Никогда не стесняюсь что-то спросить, если непонятно то или иное. Ну, а то, что сам уже знаю, стараюсь передать дальше, подрастающей смене и товарищам, которые недавно вступили на охотничью тропу. Ведь чем больше мы вложим и передадим навыков, умений, самого отношения к охоте и дичи, тем правильней будет пониматься охота, сохраняться и приумножаться животный мир.
Правильная охота − это знание и понимание охотничьей этики (в том числе и неписаных правил), охотничьего минимума, который действует на территории России, правильное отношение к добытому зверю, знание биологии основных видов промысловых животных (по крайней мере тех, на кого ведется охота). Одно из самых главных качеств нормального правильного охотника, по моему мнению и друзей, с кем я охочусь, − отсутствие жадности и желания любой ценой набить, и побольше.
Роман Тюрюмин,
Московская обл.
Подписывайтесь на наш дзен-канал
Подписывайтесь на наш дзен-канал