Как правильно пользоваться безынерционной катушкой

Привет любителям рыбалки! Сегодня мы поговорим о грамотной эксплуатации и самостоятельном техническом обслуживании безынерционных катушек.

Безынерционная катушка − неотъемлемая деталь рыболовной снасти во многих способах ловли. Невозможно поймать щуку, когда ваш любимый воблер улетел куда-то в камыши из-за того, что на забросе защелкнулась дужка ротора. Сложно завести карпа в подсак, когда фрикцион вдруг ни с того ни с сего начинает стравливать шнур без сопротивления или, наоборот, его заклинит. При ловле на поплавок вы не сможете выполнить нормальную подсечку, если леска, слетев со шпули, лежит на поверхности воды новогодним серпантином.

Наверняка вам на рыбалке приходилось сталкиваться с теми или иными проблемами при работе с «мясорубками». Потому расскажу о бережном к ним отношении, грамотной эксплуатации и самостоятельном техническом их обслуживании.

ТРАНСПОРТИРОВКА КАТУШКИ

Механизм катушки очень сложный. Часто он состоит из десятка, иногда даже более чем из сотни деталей и потому требует к себе бережного отношения. Начнем с самого простого − защиты катушки при транспортировке. Если ваша катушка едет где-то в недрах багажника автомобиля, она может получить повреждения, несовместимые с дальнейшей нормальной эксплуатацией: может отломаться лапка и вы не сможете поставить агрегат в катушкодержатель удилища; может погнуться дужка ротора или даже сломаться рукоятка подмотки. Чтобы избежать всех этих неприятностей, достаточно упаковать катушку в полужесткий или неопреновый чехол, а еще лучше, если он будет находиться внутри рыболовного ящика.

ТУШКИ К РЫБАЛКЕ

Вы никогда не отправитесь в дорогу, предварительно не осмотрев свой автомобиль: достаточно ли бензина, есть ли необходимый уровень масла в двигателе и жидкости омывателя в бачке, нормально ли подкачены покрышки. Так и при подготовке к рыбалке обязательно нужно производить беглый осмотр катушки: проведите пальцем по бортику шпули − одна небольшая заусеница может испортить вам сотню метров недешевого шнура. Несколько раз прокрутите рукоятку, послушайте работу механизма, может, там уже шестерни рычат как львы в саванне, а подшипники воют как волки в полнолуние. Нелишним будет проверить затяжку винтов и свободное вращение ролика узла укладки лески. Если он вращается с трудом или вообще замер, тогда буквально через несколько забросов ваша леска или флюорокарбон могут превратиться в спираль. Ваша внимательность поможет вам избежать серьезных неприятностей на рыбалке.

Придя на берег или сев в лодку, подготовьте катушку к работе: надежно зафиксируйте ее винтом катушкодержателя на удилище, отрегулируйте усилие фрикциона под разрывную нагрузку вашего шнура. Важный момент − достаточная затяжка винта прижатия рукоятки. Если во время лова этот узел начнет жить своей жизнью, вы можете остаться без рыбы. Мой товарищ однажды вел борьбу с судаком весом более 10 кг, и вдруг рукоятка у него перестала нормально работать. Он, конечно, своего соперника одолел, но количество выплеснутого адреналина было запредельным.

В современных катушках рукоятка, как правило, ввинчивается в ось ведущей шестерни. И потому открутиться у нее очень мало шансов. Но не все катушки обладают таким усовершенствованием.

КАТУШКА И ЗАЦЕП НА РЫБАЛКЕ

Еще один совет: помогайте своей катушке при вываживании рыбы. Действуйте следующим образом: движением удилища вверх подтягиваем рыбу к себе, а затем, опуская удилище, параллельно выбираем слабину катушки. Таким же образом надо действовать, если за приманку зацепился пучок водорослей или же какая-то коряжка. Синхронно работая катушкой и удилищем, вы убережете шестерни главной пары от чрезмерных нагрузок и преждевременного износа.

Кстати, если ваша приманка попала в глухой зацеп, надо действовать тоже очень осторожно. Не стоит пытаться вырвать ее удилищем – вы просто сломаете бланк. Действуем следующим образом: ставим удилище параллельно шнуру, зажимаем шпулю катушки и движением на себя стараемся вырвать приманку из зацепа, а если это не удается, просто оборвать шнур. Еще один пример совместного действия удилища и катушки – заброс фидерных оснасток под клипсу, то есть с определенным ограничением по дистанции. Для того, чтобы удар по клипсе был не слишком жестким, сразу после движения вперед надо поставить удилище вертикально. Бланк погасит удар, и ваша трипса останется на месте − ее не сломает и не вырвет из юбки шпули.

Практически все современные катушки оборудованы системой автоматического закрытия дужки. Работа этого узла происходит с заметными ударными нагрузками, со временем возможен негативный эффект в виде ослабления пружины и появляется риск самосброса дужки в любое время заброса. Случается это, как правило, в тот момент, когда вы на застежку подцепили только что купленные дорогие приманки. К тому же иногда шнур не попадает на ролик лескоукладки и намотка его будет неправильной. Потому приучите себя закрывать дужку вручную. Дверь своей машины вы же всегда закрываете нежно и в то же время с достаточным усилием?! Точно так же надо поступать и с катушкой. Единственное, пожалуй, исключение − это ловля тяжелыми кастмастерами на небольшой глубине. В этом случае подмотку надо начинать практически в момент приводнения приманки.

Опытные жерешатники рекомендуют действовать таким образом: после заброса, уже на излете приманки перед ее приводнением вы немножко притормаживаете шнур об шпулю, чтобы выбрать забросную дугу, и как только приманка приводнилась, сразу начинаете подводку. Глубина лова при этом может даже составлять менее метра.

КАТУШКА ПОСЛЕ РЫБАЛКИ

После рыбалки также уделите внимание своему рабочему инструменту. Шпулю, ротор, корпусные детали достаточно протереть влажной тряпочкой без применения моющих средств. В труднодоступные места можно добраться с помощью ушных палочек. У спиннингиста такая операция занимает всего несколько минут. А вот поплавочнику и фидеристу придется намного сложнее. У них часто на катушках остаются следы корма. Удалять их обязательно хотя бы потому, что попав вовнутрь механизма, они доставят вам настоящие неприятности. В конце концов вы же свою машину моете не только ради красоты, но и для сохранения лакокрасочного покрытия.

В перерывах между рыбалками не забывайте ослаблять регулятор фрикциона. Особенно это важно для катушек, у которых в механизме тормоза использованы войлочные прокладки: из постоянно зажатых дисков постепенно выдавливается масло, и потом они начинают работать некорректно, с рывками. Это как дворник трет по стеклу вашего авто, когда оно недостаточно смочено. Представляете, чем это грозит работе тормоза, если вы в данный момент боретесь с рыбой своей мечты?

Потому, когда будете ехать с рыбалки, обязательно вспомните звук дворников по сухому стеклу и опустите гайку регулятора фрикциона.

СОВЕТ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ КАТУШЕК

Старайтесь не перегружать катушки. Слишком большой, не соответствующий размеру катушки вес оснасток может привести к преждевременному износу шестерни главной пары и выходу их из строя. Потому для катушек размером 1000-2000 постарайтесь не забрасывать монтажи весом больше 10 г. 20-25 г − это уже для катушек в размере 2500-3000 по shimano. 4000 может справиться даже с весами 50-60 г, а если и передатка небольшая (ниже 5:1), тогда можно работать даже с кормушками весом 80 и 100 г, но здесь уже лучше пользоваться агрегатами 5000-6000 по shimano.

В принципе, и тысячником можно забросить и вымотать стограммовую кормушку, но, наверное, только один раз. Поэтому соизмеряйте размер катушки и вес ваших приманок.

Я надеюсь, мы детально разобрались в вопросах эксплуатации и бережного отношения к вашим рыболовным агрегатам.

Иван Федоров

Подписывайтесь на наш дзен-канал

Подписывайтесь на наш дзен-канал

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписывайтесь на наш видео-канал на youtube


     31.01.2022     Просмотров: 949  

Будь в курсе событий!
Добавь «Хозяйство»
в избранное.

Подписаться

НАРОДНЫЙ РЕПОРТЕР

+ Добавить свою новость