Таежная охота, или собаки против медведицы

Очередной раз пишу рассказ об эпизоде из своей жизни и жизни близких мне людей. Благодарю газету «Хозяйство» за то, что вы их читаете и даете людям сделать то же самое.

Мне хочется поведать людям о тех мгновениях, которые в том или ином случае коснулись нашей семьи. О том, как нам понравилась тайга с ее просторами, и об отрезке жизни, когда я там присутствовала. О жизни зверей и всего животного мира в диких условиях. О людях, которые там жили, охотились, но не для наживы своей, а для того, чтобы быть в этой тиши, уединившись с природой, чтобы появились силы для дальнейшей работы. Некоторые уехали на Юг загорать, лежа на пляжах, а другие поехали на Север, чтобы самому испытать все «прелести» этой суровой действительности.

В тот год зима решила побаловать нас теплыми деньками. Долго мы любовались пышным увяданием природы: золотой, багряной листвой и ясными, холодными, звонкими утренниками. Но сколько ни радовались, а отпуск, взятый для охоты, есть и его надо использовать.

НЕУДАЧНОЕ НАЧАЛО ОХОТЫ

Муж с напарником заключили договор с коопзверопромхозом, собрались и пошли на катере через Братское водохранилище в угодья, к своим зимовьям. Там обустроились, оббежали угодья, сделали контрольный отстрел − белка не выходная. Брать ее – только добро переводить. Рано… Завалили лося на мясо: часть оставили себе, остальное сдали по лицензии. А здесь и снег пошел, да сразу хорошо лег.

Пока возили мясо для сдачи, муж сломал руку. Пришлось вернуться в город в больницу. Там наложили гипс, перелом оказался в запястье. Побыл дома неделю, уговорил травматолога, что режим покоя будет соблюдать, и уехал опять охотиться. Ведь этого момента он ждал целый год, да и вещи с собаками уже на месте. И одному напарнику нельзя охотиться весь сезон. Уже там приспособился. Из гипса сделал корсет, вырезал все мешающие части из лангетки и стал потихоньку охотиться, меряя тайгу ногами (на руку поверх гипса сшили меховую муфту).

БРОДЯЧАЯ МЕДВЕДИЦА

И вот однажды, возвращаясь к вечеру в зимовье с собаками, которые были счастливы, работая с хозяином на воле, они повстречали медведицу. Та еще не улеглась на зимнюю спячку, видать, теплая осень была тому виной. Или не была готова спальня-берлога для этого этапа ее жизни. А берлогу они «строят» с особым искусством. Находят выворот дерева вместе с корнями, довольно глубокую яму с поворота и внутри. Обкладывают ее внутри толстым слоем лапника из пихты, обязательно чтобы чело (горловина, вход) выходило на северную, теневую сторону, чтобы не проснуться с первыми жаркими лучами весеннего солнца (потому что в это время еще бескормица). Укрепляют лаз или подыскивают, чтобы он был сужен. Забираются в такую чащобу, что не каждый полезет, да еще чтоб водой (осадками) не заливало их опочивальню.

Короче, она не легла спать, а бродила. Ей, косолапой, было виднее, когда лечь на отдых, да еще с ней было два медвежонка, хотя уже прилично подросших за лето. Ведь медведи рожают зимой, во время спячки, крохотных, с варежку, детенышей и уже с ними, с подросшими, весной выходят из логова.

Берлога бывает довольно большой, и если она улеглась с двумя сеголетками, которые во время зимы станут еще братиками или сестренками (то есть пестунами), ведь их мамаша принесет приплод, то из берлоги весной вылезет их несколько особей. Трое – не редкость! Вот такая мамаша и повстречалась на тропе мужу с его собаками.

СПАСЛИ СОБАКИ

Здесь хорошо сработали собаки. Они как чувствовали, что хозяин не в форме. Стали отгонять зверей, нападая на них с особым азартом с разных сторон, кружа вокруг семейства, чтобы усадить их на пятую точку. Но мамаша была не менее активной, защищая своих детей. Она кидалась на собак, ревела, даже лапой несколько раз поддала под зад своим несмышленышам, отгоняя их подальше от тропы и собак, так что они с криком отлетали от ее лап и пищали по-щенячьи. Но от лета шлепков мамаши и будучи любопытными от природы, они все же лезли на рожон к собакам. Для них в этой ситуации все было нипочем. Они хотели рассмотреть, потрогать своими лапами новых для них зверей. Однако мамаша была более настойчива и старалась изо всех своих звериных сил спасти детей. Инстинкт материнства присущ всем нормальным мамам.

Да и охотник, чувствуя свою беспомощность из-за травмы руки, пытался отозвать разъяренных собак, даже скинул заряженное пулями Полева ружье и наперевес с ним стал медленно отступать. Хорошо, что в то время у нас уже была собака Данка из хабаровского питомника. Она была настолько грамотна в охоте, что многому и нас «научила». Работая со зверьем, она не теряла своего азарта и слышала хозяина, а это качество не у каждой собаки есть. Обычно очень вязкая собака от этого страдает: увяжется за зверем и легко может погибнуть сама. У нас такие случаи были не один раз. Бывалые охотники говорят: «Из любой собаки бельчатницу сделает сам охотник, а у той, что идет по зверю и соболю, это должен быть талант!!!» Вот такая умница была у нас в тот раз. Она вместе с Диком, для которого крупный зверь был не редкость, отогнала эту семейку на приличное от охотника расстояние. Потом, высунув языки, прибежали, целые и невредимые, к зимовью, где их ждали, обласкали и отблагодарили вкуснятиной.

Охотник отбыл весь сезон охоты, а собака Данка прожила, радуя нас, 17 лет. А вот Дику не повезло − пострадал за свою активность. Он погиб на очередном медведе в берлоге. Тот его подцепил лапой и больше не отпустил из своих когтей, проколов насквозь грудь. Охотники достали его оттуда после медведя, которого едва вытащили из логова. Таким здоровенным оказался этот хозяин тайги. Но это другая история, и случилась она не в этот год.

Рассказ от имени своей мамы

прислал Дмитрий Попов

Подписывайтесь на наш дзен-канал

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписывайтесь на наш видео-канал на youtube


     12.02.2020     Просмотров: 2561  

Будь в курсе событий!
Добавь «Хозяйство»
в избранное.

Подписаться

НАРОДНЫЙ РЕПОРТЕР

+ Добавить свою новость