В ледовом капкане
Зима – она по всей России зима. Разница лишь в том, что на юге страны она мягкая и ласковая, а за полярным кругом – лютая, долгая и к тому же темная. Стужа в бессолнечный период кажется в два раза холоднее. А вообще-то температура - 40° С и до - 45° С ночью воспринимается охотниками как обычная. В такие морозы вода в некоторых озерах частично вымерзает, и в какой-то момент оседает. Оставшаяся вода «выходит» на лед. И не дай Бог на вездеходе попасть в эту, так называемую, «ванну». Бывало, вмерзшие Бураны выпиливали изо льда мотопилами. Однажды в такое место влип и я.
...До ближайшего охотничьего промыслового участка было около 100 км. Вез я туда гоголятники (большие скворечники) для дуплогнездящейся водоплавающей птицы: гоголя, лутка, крохаля. Одет я был тепло, с подключенным «Пингвином» (костюм с электроподогревом), катил по тундре, наслаждаясь зрелищем северного сияния. Изба охотника была построена в пойме Обской губы. Чтобы не объезжать сопки Полярного Урала, я решил срезать угол и по водоразделам нескольких озер доехать до места. Самые большие и подозрительные водоемы миновал благополучно. До избы охотника было уже недалеко, повсюду виднелись следы снегохода. Я, ничего не подозревая, стал пересекать последнее озеро.
Вдруг будто кто-то сзади схватил снегоход. Я дал полный газ. Толкая капотом снежную жижу, Буран ревел, снижая скорость. Вода заливала подножку. Снегоход остановился и начал медленно погружаться в воду. Не теряя времени, я отключил и поднял на сиденье аккумулятор, а сам взгромоздился на руль. Глубина воды была около 30 см, мороз - 41° С, до берега оставалось примерно 300-400 м сплошного снежного массива.
На какой-то момент я почувствовал безвыходность своего положения. Успокоившись, стал анализировать ситуацию. И вспомнился мне рассказ одного бывалого охотника, который в покрытых ледовой коркой валенках в аналогичной ситуации вышел сухим из воды.
Теплые тапочки «Пингвина» пришлось снять. Когда валенки остыли, стал их обрызгивать водой, намораживая лед. Через некоторое время на мне была совершенно непромокаемая, при этом страшно тяжелая, покрытая ледяной броней обувь.
В первую очередь я отгреб вокруг снегохода мокрый снег. Теперь Буран стоял в луже чистой воды. Взяв рюкзак, ружье и лыжи, я с большим трудом вышел на берег.
Прошло больше суток. Сорокаградусный мороз вновь сковал озеро и намертво приморозил мой Буран. С освобождением снегохода из ледового капкана мне пришлось прилично потрудиться, ведь вес Бурана – 360 кг. Чтобы его облегчить, снял двигатель, бензобак, одним словом, все, что можно открутил. С помощью топора обрубил вокруг лед. Установка снятых деталей на место много времени не заняла – 12 часов работы, и снегоход снова на ходу.
Вскоре ледовый капкан остался позади.
Виктор Семенов с. Успенское, Краснодарский край