Когда огромный сом сорвался с крючка, время будто остановилось...
Мой рыболовный стаж начался очень давно, когда мне было всего пять лет. Я очень хорошо помню свою первую рыбалку: апрель месяц, тогда шел ход воблы на нерест. Папа с братом пошли на рыбалку и взяли меня с собой. У нас на районе был пляж, вот туда и отправились.
Снасть, проверенная временем
Спиннинги с катушкой в те времена были роскошью, и ловили по старинке на закидушки. Закидушка – это дощечка с вырезами, куда наматывалась леска с крючками и грузом. На берегу леску разматывали и закидывали груз с крючками, махая рукой или раскручивая. Я тогда забрасывать еще не умел, да и опасно было зацепиться за крючок. Поэтому за меня закидывал папа.
После заброса папа воткнул в землю сторожок из палки и сказал следить. Как только я видел поклевку, сразу кричал «клюет», ко мне подбегали брат или папа и вытаскивали удочку. Я на этой рыбалке служил как сигнализатор поклевки, крича на всю речку, когда клевало. Мы тогда поймали 33 воблы и 1 бычка. Бычка уже дома посадили в трехлитровую банку с водой, и я целый день за ним наблюдал. Сколько он простоял тогда на подоконнике, я уже не помню, но было забавно за ним наблюдать и радоваться, что сам участвовал в этой рыбалке.
С тех пор много времени прошло, и магазинов с рыболовными товарами прибавилось. Но я по-прежнему использую закидушки как основное орудие лова. Весной при ловле воблы с лодки всегда предпочитаю эту простую снасть. А летом, если насадить на нее жмых, неплохо можно наловить сазана. Самый большой сазан, пойманный мною на закидушку, весил 14 кг.
Сомовник не подвел, но сом ушел
В детстве на летних каникулах родители отвозили меня в село Караульное к бабушке. Там я оставался один на один с рыбой. Бабушка не запрещала мне убегать далеко вдоль реки, посидеть в тишине. А когда я приносил какую-нибудь большую рыбину, радовалась за меня.
Однажды после очередного сомика ко мне подошел дядя и дал в руки «сомовник». Это тоже своего рода закидушка, но вместо двух маленьких крючков, как на воблу, там их было аж 10 штук, и размером они были как раз под крупную рыбу. Вот радости было!
Вечером я побежал на берег, наловил лягушек в большое ведро, сел на деревянный кулас и поехал ставить сомовник на ночь. С одной стороны лески я завязал кол из палки и воткнул его на берегу в землю, а на втором конце привязал большой кирпич. Насадив лягушек на каждый крючок, завез кирпич на глубину и сбросил в воду. Лягушки медленно погрузились под воду.
На утро в предвкушении большой рыбы, подъехав к яме, где поставил сомовник, по леске от кола понял, что что-то попалось. Когда потянул за леску, увидел, что леска у меня сразу уходила под кулас. Через несколько секунд прямо передо мной всплыло «бревно», с которого остатки ила смывались волной. Это был огромный сом, длиной больше меня, как весло, метра 2. Таких я видел впервые!
Испугавшись, в панике я стал быстро тянуть его в лодку, держась за леску. Поднял его башку до своей груди, больше половина сома было еще в воде. Тогда я начал идти назад до противоположного борта куласа. А когда уперся ногами в борт, половина сома все еще была в воде.
И в этот момент сом делает легкое движение головой и срывается с крючка! Время остановилось, как в замедленной съемке, а я стоял и наблюдал. Огромное тело сома скатилось по борту в воду и медленно погрузилось на дно. Стало очень обидно. Плывя на куласе домой, у меня тряслись коленки и руки, я думал лишь о том, как бы обрадовалась бабушка, если бы я привез такую огромную рыбину домой.
С тех пор я не раз приезжал на это место, но таких размеров сома я больше не видел.
Андрей Харитонов,
г. Астрахань
Подписывайтесь на наш дзен-канал